По Белому морю на Соловецкие острова

Кликните мышью на картинке для увеличения

ОТЧЕТ О ПАРУСНОМ ПОХОДЕ НА НАДУВНЫХ КАТАМАРАНАХ ПО БЕЛОМУ МОРЮ


МАРШРУТ:

Порт Кемь - Кемские шхеры - архипелаг Кузова - остров Соловецкий - остров Анзерский - остров Соловецкий - порт Кемь

ПРОЙДЕНО ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ КУРСУ - 160 км

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

15 - 29 июля 2001 года

КАТАМАРАНЫ:

1-й экипаж - усовершенствованный "Альбатрос"
2-й экипаж - катамаран самостоятельной постройки "Пенка"

СОСТАВ ГРУППЫ:

1-й экипаж:
Биленко Владимир Ильич
Шилов Юрий Анатольевич

2-й экипаж:
Резинкин Игорь Лукьянович
Шилова Наталья Леонидовна

ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТАМАРАНОВ:

"Альбатрос" - при полном сохранении заводской конструкции был дополнен следующими элементами: ПВХ чехлы на штатные баллоны, оборудованные в носовой части жесткими фанерными вставками, образующими форштевень; увеличенная до передней балки палуба; надувной П-образный кокпит; усиленное крепление самодельных фанерных швертов; бушприт для дополнительного стакселя; дополнительный стаксель площадью ~ 4,5 кв.м.

"Пенка" - катамаран самостоятельно построенный Игорем, близкий по своим конструктивным особенностям и техническим данным к "Альбатросу". В качестве основного паруса использован бермудский грот. Имеется стаксель и спинакер. Мост плоский, изготовлен из алюминиевых труб. Мачта составная из труб уменьшающегося к топу диаметра. Баллоны изготовлены из армейской двухслойной прорезиненной ткани, используемой для упаковки космических аппаратов, так называемой "укупорки", которая при небольшом весе обладает достаточно высокой прочностью и удобством ремонта.

ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА:

Описывать в данном отчете общие характеристики района плавания не имеет смысла, так как имеется возможность ознакомиться с оригинальной лоцией Белого моря и морскими картами на сайте Московского парусно-туристского клуба - http://parusa.narod.ru. Карты нами использовались различного масштаба как морские, так и топографические.

Хотелось бы изложить свои наблюдения и открытия.

Плавание проходило большей частью в районе шхер, то есть большого количества островов. С одной стороны, это облегчало путешествие, так как в случае опасности всегда можно было причалить к ближайшему из них. С другой стороны, наличие приливно-отливных течений, зон сулоев, сложная ветровая обстановка между островами и мелководье зачастую затрудняли продвижение по заданному маршруту. Приливные течения в основном направлены с С на Ю, отливные - в обратную сторону. Сила и скорость их зависит от узости проливов. Все эти факторы надо обязательно учитывать. Необходимо постоянно помнить об отливе и образующейся осушке, чтобы не оказаться на берегу в сотнях метров от воды. Если планируется выходить со стоянки в отлив, место для нее надо выбирать на приглубом месте.

Больших переходов с удалением от берега на несколько километров было несколько, однако, эти переходы были как раз достаточно несложными. При наличии ветра преодолеть 10-15 километров за один переход не составляет труда. Единственное, что требуется, так это быть уверенным в технической готовности катамарана и благоприятном состоянии погоды на ближайшие два-три часа. Ветер на протяжение всего похода во второй половине дня обычно стихал, что нарушало планы достичь определенного пункта под парусом, не берясь за весла.

Места для причаливания есть на всех островах, где всегда можно отыскать удобные бухточки и песчаные пляжи. Пресная вода на островах бывает или родниковая, или дождевая в естественных каменных выемках - бочажках. Родники обычно находятся рядом с избами, обозначенными на картах. Общий запас возимой с собой воды составлял на всю группу примерно 40-45 литров.

Грибы, ягоды встречаются в сезон обычно в изобилии. Мы застали, к сожалению, только начало урожая. Рыбалкой заняться нам не удалось, а вот у местных мы рыбу покупали. В зоне отлива на камнях можно насобирать мидий, которых на Белом море огромное количество. Вот только самые крупные экземпляры можно найти на глубине, где из-за холодной воды долго находиться невозможно.

ПОГОДА:

Очень неустойчивая, меняется по несколько раз в день. При общем преобладании хороших солнечных дней, часто случались резкие кратковременные похолодания, туман, дождь. Изменения погоды связаны, главным образом, с изменением ветра. Надо обращать внимание на традиционные признаки изменения погода - форму облаков, закат. Утром, как обычно, погода была ясной и солнечной, а ветер устойчивым. После обеда ветер стихал, иногда до полного штиля.

СНАРЯЖЕНИЕ:

Нами было взято обычное туристское снаряжение - палатки, спальники, коврики, костровое оборудование. Надо обязательно иметь непромокаемую одежду. Отлично зарекомендовали себя водонепроницаемые желтые китайские костюмы из ПВХ, купленные в магазине "Спецодежда". Их низкая цена (250 руб.) вполне доступна большинству туристов. Кроме этого, надо непременно иметь комплект теплой одежды для переодевания в случае похолодания или попадания в воду.

Обязательно брать с собой и носить в плавании спасжилеты! На борту лучше надевать простые кеды, в которых удобно при причаливании выпрыгивать в воду на скользкие от водорослей камни. Они быстро сохнут, легки и дешевы. Мы постоянно использовали х/б перчатки с латексным покрытием, купленные в той же "Спецодежде". Ими удобно и шкоты держать, и веслом работать, и котел с костра снимать. Желательно иметь с собой большой тент для быстрого создания в дождь защищенной зоны.

Пресную воду мы хранили в складных пластиковых канистрах "Tatonka" по 10 л и в освобождающихся пластиковых бутылках. Кроме этого, по совету бывалых, я до похода закупил три коробки анапского сухого вина по 3 л с краником. Вино употребили по назначению, а коробки были вскрыты. Внутри коробок оказались пакеты из плотного фольгированного полиэтилена. Вынув пакеты и отсоединив краны, я сшил для них чехлы из тонкого брезента, приделал пластиковую ручку от той же коробки, кран вывел наружу и получились отличные емкости для воды, которые, кстати, при максимальном наполнении вмещали почти по 4 л воды.

ПИТАНИЕ:

Запас продуктов подбирался по классическим туристским раскладкам из расчета 600-700 гр. на человека в день. Конечно тушенка! Круп брали только две - гречку и пшено. Взяли макароны и быстрозавариваемую лапшу, а также быстрозавариваемое картофельное пюре. Сыпучие продукты упаковывали в пластиковые бутылки. Важно предусмотреть возможность коротких перекусов на длительных переходах - для этого были взяты рыбные и мясные консервы, сало, сырокопченая колбаса, сухари, печенье, шоколад, сухофрукты, орехи, карамельные конфеты. Желательно иметь термос для горячего чая. Эти продукты надо упаковывать так, чтобы на борту можно было быстро и без труда достать из мешков. Хлеб мы покупали дважды - в Кеми и на Соловках. В течение нескольких дней при правильной упаковке его можно нормально сохранить. Для страховки были сухари. Водка или спирт берется исходя из конкретных потребностей, но присутствовать этот продукт должен обязательно.

На каждом катамаране нужно иметь все необходимое для автономного приготовления пищи - посуду, костровое оборудование, продукты - на случай, если придется делать стоянку порознь.

Дежурство было организовано экипажами через день. Рацион старались разнообразить приготовлением свежей рыбы, собранных грибов, купленными на Соловках продуктами - яйцами, молоком, овощами.

ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ:

Первоначально поход планировался сроком на три недели на трех катамаранах группой из семи человек по маршруту: Кемь-Соловки-Жужмуи-Бережной Сосновец-Кондостров-Коткано-Кий-Онега. Но, как это часто бывает, обстоятельства меняют все планы. По независящим от нас причинам сократились сроки проведения, число участников, а, следовательно, и катамаранов.

В походе не удалось пройти весь маршрут в намеченном темпе - из-за погоды, из-за опозданий с выходом и по другим причинам. Не удалось порыбачить и вдоволь поесть грибов и ягод.

ЧТО УДАЛОСЬ:

Удалось успешно завершить то, к чему так долго и тщательно готовились. Получить бесценный опыт морского похода. Увидеть уникальные по своей первозданной красоте места Беломорья. Повстречать замечательных людей. Проверить и поверить в себя. Устать, отдохнуть, получить массу удовольствия и адреналина.

А, главное, понять, что не вернуться сюда вновь просто невозможно!

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА:

14 ИЮЛЯ

Отъезд из Москвы на мурманском поезде. На перроне увидели большую группу москвичей, грузивших упаковки с катамаранами и снаряжение в плацкартный вагон. Догадались, что они тоже идут на Белое море.

В поезде все как обычно. Уже на следующий день, проезжая по Карелии, оценили уровень сервиса для пассажиров проходящих поездов - на многих остановках у местных можно купить вкуснейшие пирожки, вареную картошку, жареные окорочка, ягоды, пиво и рыбу.

15 ИЮЛЯ

Примерно в 16 часов прибыли с Натальей на станцию Кемь. Володя и Игорь приехали из Плесецка на два часа раньше и уже ждали нас. Разгрузились, осмотрелись. Вокзал в Кеми двухэтажный, очень цивильный и чистый. Есть два зала ожидания. Работает багажное отделение, где мы и получили отправленные ребятами за день до этого катамараны. Заведует багажным отделением дежурный по вокзалу.

На привокзальной площади есть несколько магазинов и торговых палаток, в которых можно купить практически все необходимые в поход продукты. Знали, не тащили бы с собой многое, а купили бы на месте. Ограничились покупкой свежего хлеба, который оказался довольно хорошего качества.

Добраться до морского порта Рабочеостровск, где был намечен стапель и старт, не составило труда. Ребята заранее позвонили в Кемь занимающемуся доставкой туристов Хорькову Виктору по телефону (81458) 22622 и договорились о машине. Но и без этого прямо на привокзальной площади можно быстро договориться с местными мужиками. Виктор на своем ГАЗ-66 с крытым кузовом за 20 рублей с носа довез нас прямо до причала, откуда ходят катера на Соловки. Весь путь занял примерно 25 минут.

В самом Рабочеостровске у последнего дома перед выездом на причал есть место с пологим спуском к воде, где мы и начали собирать катамараны. Попутно сходили набрать запас воды в расположенной недалеко единственной в поселке колонке, которая находится в небольшом строении из белого кирпича. Рядом с причалом расположены магазин и туристский комплекс "Причал", где можно посетить дискотеку, бар и отличный туалет. В отдалении на берегу видна часовня.

На пристани в РабочеостровскеРасписание приливов-отливов на каждый день можно попросить у Александра Ивановича, который живет во втором доме от причала. Изучив это расписание, мы решили выходить в прилив на рассвете и сборку лодок проводили тщательно, не спеша. Солнце практически не заходило, только освещение неба все время бесподобно менялось. Белые ночи прекрасны! Правда, приходилось бороться с огромным количеством мошки, которая под вечер набросилась и изрядно искусала нас.

16 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 12 км

Закончив сборку, мы отнесли катамараны на воду, упаковали вещи. Перекусив и выпив за удачу, мы в 2.30, когда бухту заполнила вода, вышли из порта по направлению к северной оконечности Як-острова, который находится примерно в километре от причала. Легкий утренний СВ бриз наполнил наши паруса и довольно быстро обогнули остров с севера, где перед нами в розовых красках рассвета открылась потрясающая панорама моря и бесчисленных островов Кемских шхер.

Так как ночь была бессонной, в 4.30 решили остановиться и поспать на одном из маленьких безымянных островов восточнее Як-острова, на котором виднелся створный знак. Поставили палатки, разожгли костер. Обследовав остров, обнаружили на этом пустынном каменистом клочке суши большие заросли мхов, стелющегося можжевельника, брусники, морошки и "золотого корня" (родиолы розовой) - ценного целебного растения наподобие женьшеня. Много пресной воды в скальных углублениях, плавняка для костра.

На первой стоянке восточнее Як-островаБыстро позавтракали и легли спать. Однако в 10 часов были разбужены шумом дождя. Выглянув из палатки, обнаружили, что погода резко изменилась, небо заволокли свинцовые тучи, ветер изменился на Ю и усилился. Подтвердилось правило: изменился ветер, жди перемены погоды. А ведь ранним утром светило солнце, небо было чистым и ничто не предвещало резкого изменения погоды.

Золотой кореньРешили обождать до вечернего прилива, чтобы идти дальше. Обед готовили под проливным дождем и при сильном ветре, прикрыв костер в расщелине плоскими камнями. Для того, чтобы разжечь костер, растопку производили в котелке, а потом уже переносили огонь в дрова. Есть пришлось в палатках. Дождь шел больше шести часов, а под вечер снова выглянуло солнце.

На берегу пустынных волн...Около острова появилась лодка с двумя местными рыбаками, которые вынимали рыбу из сетей. Купили у них за 20 рублей трески и пинагоры. Пинагора оказалась не известной нам ранее рыбой совершенно фантастического вида - шарообразное тело черного цвета, с большими глазами, покрыта шипами и с присоской на брюхе! Чистить ее невозможно, шкура с нее снимается только "чулком" и имеет толщину 3-4 мм. Зато мясо оказалось замечательным и по вкусу напоминало осетрину. Местные ее берут, в основном, из-за икры.

Треска и пинагора на обедВ 22.15 с приливом вышли по направлению на В к проливу между островами Каменным и Ламбиным и далее к Кузовам. Ветер Ю умеренный, тепло. Но дойти до них в тот день не удалось. После выхода из пролива Кузова были уже хорошо видны, однако, их вершины, как одеялом, покрылись дымкой. Примерно через 1,5 км неожиданно ветер стих и упал густой туман. Видимость стала не более 30-50 м. Вокруг ничего не было видно и приходилось ориентироваться по компасу на ближайший по карте остров Тапаруха. Возвращаться нельзя, потому что и сзади ничего, кроме тумана, не было видно. Ошибка в ориентировании опасна, так как мы находились на краю шхер и могли уйти в открытое море. Чтобы не потеряться, шли рядом, периодически окликая друг друга. В тумане возникает довольно неприятное ощущение полной изоляции и потери ориентации в пространстве.

Компас и карта не подвели, и в 0.15 из тумана появились смутные очертания чего-то большого. После двух часов напряжения оставалось только радостно закричать: "Земля!". Как и предполагалось, мы вышли на З берег острова Тапаруха.
Высадились быстро, поставили палатки и довольные собой легли спать.

17 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 11 км

Вид о-ва Ромбак с о-ва ТапарухаУтром вновь отличная солнечная погода. Осмотрели этот возвышенный остров. Каменистый, спускающийся к воде берег, из растительности - мхи, деревья только в Ю части. Пресной воды мало. На вершине несколько створных знаков с разбросанными вокруг использованными аккумуляторами. На С видны острова Ромбаки с маяком.
Впереди КузоваЯ искупался, а точнее окунулся несколько раз, так как вода не позволяет долго в ней находиться. Но ощущения замечательные! Быстро позавтракали, собрались и вышли в 11.10 через пролив между островами Тапаруха и Плоский, взяв курс на Кузова, которые были отлично видны и возвышались огромными голубыми горбами на горизонте. До них примерно 6-7 километров. Ветер СВ слабый

На пути к КузовамВ 13.30 подошли к проливу между островами Русский Кузов и Немецкий Кузов, намереваясь стоянку сделать у избы между Немецким Кузовом и островом Вороньим.

Цель близкаНачавшийся прилив стал прижимать нашу лодку к берегу. Так как "Пенка" ушла немного дальше вдоль С берега Немецкого Кузова, мы решили пройти между Кузовами и обогнуть Немецкий Кузов с юга. Приливное течение быстро донесло нас до южной оконечности острова, где в бухте мы увидели стоянки двух групп парусников.

Пролив между Русским и Немецким КузовамиПройдя дальше в узкий пролив между Немецким Кузовом и Вороньим островом, чтобы встретиться там со вторым экипажем, мы попали в такое мощное встречное приливное течение, что не смогли преодолеть его даже при помощи весел. В это время мы увидели Наталью и Игоря, поднимающихся с С стороны на вершину Немецкого Кузова. Поняв, что они нас заметили, мы развернулись и вернулись в бухту искать стоянку, тем более, что запланированное место у избы уже было занято.

Вид на север с Немецкого КузоваКак оказалось, на песчаном пляже - лучшем месте в бухте - стояла большая группа катамаранщиков из Москвы: Успенский, Дзюба, Добкин и др. со своими тремя крейсерами. Мы же остановились в глубине бухты у избы егерей, где расположилась группа туристов из Курска и Белгорода под руководством Сапожкова А.М. Их "флотилия" состояла из двух "Альбатросов" и "Простора". Радушно приняв нас у себя, они предложили занять их место, так как вечером планировали уйти на Соловки.

Вид на юго-восток с Немецкого КузоваА в это время с вершины Немецкого Кузова донеслись восторженные крики Натальи и Игоря, восхищенных открывшимися с высоты 140 метров видами окрестностей. Мы с берега известили их о том, где будет стоянка.

Пролив между Немецким Кузовом и о-вом ВороньимЧерез некоторое время Наталья спустилась с горы и мы вместе с ней пошли за Игорем на С берег острова. Сначала пришлось пробиваться сквозь дремучий лес, потом подыматься по довольно крутым склонам горы. Зато на вершине мы были вознаграждены за потраченные усилия. На 360 градусов взору открылся О-в Немецкий Кузовпотрясающий вид на море и острова. На СВ можно было разглядеть узкую полоску Соловецкого острова с белеющим монастырем. Наверху мы отыскали древнее саамское святилище с большим количеством священных сейдов - каменных сооружений богов или людей, возраст которых по оценкам ученых около 2,5 тысяч лет.

О-ва Олешин и Вороний с Немецкого КузоваПри спуске с СВ стороны встретили и поприветствовали москвичей, поднимавшихся на вершину. Спустившись к Игорю, который не терял время зря и уже спал в палатке, быстро собрались и на кате прошли на Ю через пролив к месту стоянки.
Сейды на Немецком Кузове К этому времени наши соседи из Курска и Белгорода уже ушли на Соловки и мы расположились у еще не остывшего костра. Володя и Игорь решили ночевать в избе и палатку не ставили. Стоянка хорошая, комаров нет. Есть скамейки из досок, у костра - стол, на котором мы и устроили праздничный ужин с коньяком в честь пришедшейся на этот день 19-й годовщины нашей с Натальей свадьбы.

Под вечер поднялся сильный С ветер. Как там сейчас в море приходится курянам и белгородцам?

18 ИЮЛЯ - дневка

Вид на Русский Кузов с Немецкого КузоваУтром С ветер продолжался, было не жарко. Решили посвятить день осмотру Немецкого Кузова, отдыху, рыбалке. Сходили на ЮЗ мыс - там сказочный лес и мощный слой мха, по которому идешь, как по перине. А на возвышенном мысу со стороны Русского Кузова очень живописные обрывы и утесы. Северная растительность очень разнообразная и изысканная, принимает причудливые формы.
Отлив начинаетсяНа берегу, например, растут цветы, которые в прилив оказываются в соленой воде и прекрасно себя там чувствуют. В зоне отлива на морском дне множество характерных На утесепесчаных холмиков, под которыми живет пескожил или морской червь - лучшая наживка для рыбалки. Однако, наши попытки откопать их не увенчались успехом. Володя полдня ловил рыбу с берега разными способами, но тоже безуспешно. Видимо, надо знать какие-то секреты или рыбные места.

На берегуПосле обеда пошли пополнить запасы пресной воды к роднику около избы в проливе между Немецким Кузовом и островами Вороньими. Родник расположен недалеко от избы в глубине леса. Вода чистая и очень холодная. Запаслись ею под завязку, так как на завтра намечен выход на Соловки.

Избушка егерей на о-ве Немецкий КузовПрошли назад по берегу бухты, посетили лагерь москвичей, обсудили с ними маршруты дальнейшего плавания. Лодки москвичей внушают уважение своими размерами и совершенством конструкции. Это по праву одни из лучших, на сегодняшний день, самодельных туристских катамаранов.

На стоянкеПод вечер ветер стих. Игорь с Натальей решили на "Пенке" сходить через бухту в лагерь к москвичам. Но только они вышли на середину бухты, из-за вершины острова налетел шквал. Только быстрые действия по опусканию паруса смогли уберечь их от поломки. После шквала ветер стих. Пришлось им назад добираться на веслах. Издалека слышны раскаты грома. Какая погода будет завтра?

19 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 12 км

Вид Кузовов  с о-ва ОлешинА погода, как это бывает на Белом море, с утра была прекрасной. Стали собираться. Москвичи вышли на Соловки в отлив примерно в 10.00, мы только в 12.00. Эта задержка и помешала нам быстро отойти от островов. СВ ветер и начинающее приливное течение заставили нас долго лавировать восточнее Вороньих островов. В итоге Игорь с Натальей направились к острову Олешин, где в бинокль были видны еще чьи-то паруса. Древние могильники на о-ве ОлешинМы с Володей двинулись вслед за ними. Подойдя к острову, мы обнаружили наших новых знакомых из Курска и Белгорода. Оказалось, после того, как они вышли на Соловки, их застал сильный ветер, бороться с которым было невозможно, после чего были вынуждены остановиться на Олешине. Посовещавшись, мы решили на Соловки идти вместе двумя группами.

Лабиринт на о-ве ОлешинДо выхода решили осмотреть остров. На его вершине расположены древние саамские могильники и уникальный лабиринт. Здесь же работали несколько человек из российско-Выход группы из Курска на Соловкинорвежской археологической экспедиции. На берегу среди скал произрастает много "золотого корня". На скалах очень красивые стелющиеся карликовые деревья и мхи. На каждом острове они какие-то особенные. Пресной воды в углублениях скал мало.

Птичий базар на о-ве ВерхнийВ 18.00 вышли все вместе к Соловкам, однако С ветер и сильное приливное течение заставляют нас долго лавировать вокруг небольшой скалистой луды восточнее Олешина. Группу постепенно разбросало в разные стороны к Ю на большое расстояние. Ветер усилился, поднялась волна, стало холодно, на ЮЗ потемнело и послышались раскаты грома. Догнав Игоря и Наталью, мы обсудили с ними ситуацию и решили укрыться от непогоды на ближайшем острове, которым оказался Верхний. Остальные катамараны отнесло еще дальше на юг и связи с ними установить не удалось.

Вынужденная остановка на о-ве ВерхнемПодойдя к острову Верхнему с В мы обнаружили совершенно неприступный приглубый берег, заваленный огромным каменными глыбами. Весь остров представлял собой огромный птичий базар. Тысячи чаек, гаг и других птиц с криками носились у вас над головой, сидели на скалах и камнях.

Царство пернатыхОбойти остров с Ю в поисках удобной стоянки из-за сильного ветра не удалось, а гроза уже была близко. Решили выносить каты на камни прямо из воды. Учитывая прибой, скользкие камни и вес лодок, это было сделать нелегко. Затащив их как можно выше, стали искать место под палатки. Единственную площадку, где можно было поставить палатки, нашли на каменном уступе почти у вершины острова на высоте метров 30.

Гроза была уже близко. Раздавались беспрерывные раскаты грома, сверкали молнии. Только поставили палатки, как хлынул дождь. С вершины острова зрелище грозы было потрясающим. Море и острова при вспышках молний озарялись феерическим голубым светом. Внизу под нами волны с грохотом разбивались о камни. Мы долго не могли заснуть от этого шума, так как эпицентр грозы был прямо над нами. В воздухе продолжали с криками носиться стаи птиц, напуганных грозой.

20 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 30 км

Курс на о-ва ТопыУтро было солнечным и теплым, ничего не напоминало о ночной буре. Ветер С слабый. В 14.00 выходим по направлению к Соловкам. Курс держим на СВ по азимуту на острова Топы, которые расположены на середине пути до Соловецкого острова.

Маяк и золотой корень на о-ве ТопМаяк на острове Большой Топ виден издалека маленькой вертикальной черточкой. По прямой до него 14 километров. По пути встречаем стадо белух, которые в отдалении плывут попутным курсом, время от времени выныривая на поверхность и с шумом продувая легкие. Маяк все ближе и больше в размерах. МаякЛодки идут хорошо, лавировать почти не приходится и уже в 16.30 мы выходим на берег острова Большой Топ. Это небольшой каменистый остров диаметров метров 300. По центру стоит здание маяка высотой 30 метров. Деревьев на острове нет, много мха и "золотого корня". Обнаружили мертвую утку и Кварцевая скалаогромного живого птенца чайки в норе среди мха. Птенец сидел неподвижно даже при нашем приближении, но трогать мы его не стали. На южной оконечности острова нашли ослепительно белую кварцевую скалу диаметром метров 10-15, взяли на память несколько осколков. В море много тюленей, они Экипаж высовывают из воды головы и внимательно наблюдают за нами. В километре к Ю виден небольшой островок Малый Топ. На нем, говорят, тюлени устраивают свое лежбище, однако, даже в бинокль их на острове не было видно.

Экипаж Быстро пообедав, в 17.55 выходим к Соловецкому острову, договорившись остановиться южнее монастыря в Кислой губе. На этом отрезке мы с Володей испытали на Альбатросе новый увеличенный стаксель. Надежды оправдались - все три паруса работали отлично! Ветер усилился и через 1,5 часа упоительного движения под всеми парусами мы уже у гавани Благополучия. При подходе к острову, как в сказке, на берегу вырастали строения монастырского кремля с крепостными стенами, башнями, куполами церквей. Впереди СоловкиСфотографировав такую красоту, мы с Володей повернули на Ю к месту стоянки, куда уже двинулись Игорь и Наталья. Однако, этот короткий, в 2 км, путь мы преодолевали почти 2 часа, так как попали в отливное течение при неожиданном и почти полном исчезновении ветра. Вот они - капризы Белого моря! Но природа смилостивилась над нами - при входе в бухту поднялся ветер и мы вошли в нее победителями.

На стоянке в Кислой губеВ бухте уже находились Игорь с Натальей, москвичи и куряне с белгородцами. Встали рядом с последними и узнали от них, что вчера, когда ветер разбросал нас и мы остановились на острове Верхнем, их отнесло далеко на Ю к островам Большая и Малая Сеннухи. По пути они попали в грозу и пережидали ее на этих островах. Только на следующий день, как и мы, они двинулись к Соловкам. Вообщем, все были рады, что переход закончился благополучно и без происшествий.

Хочется подчеркнуть, забегая вперед, что все наши катамараны - "Альбатросы", "Простор" и "Пенка" - несмотря на различие конструкций, парусного вооружения, технологии производства и другие факторы, прошли весь поход по открытому морю практически без поломок. Много споров среди туристов ведется, какой же катамаран лучше и более приспособлен к туристским походам, на каком можно выходить в море, а на каком только катать девочек на пляже. Да, скоростные и лавировочные качества у всех катамаранов разные. Но отношение к походу должно быть у экипажа любого парусника предельно ответственным. Тщательная подготовка к походу лодок и экипажей - вот главный залог успеха. Без этого тонут и атомные подводные лодки!

Разбив лагерь, сразу решили сходить к монастырю, тем более, что, по имеющейся информации, магазины в поселке работают и ночью.

Купили в магазине пива и вышли на берег Святого озера, в зеркальных водах которого уже не первое столетие отражался Кремль. Его монументальный силуэт на фоне алеющего зарей неба заставил нас, наконец, осознать, где мы оказались!

21 ИЮЛЯ - дневка

С утра отличная солнечная погода. Жара под 30! Весь день решили посвятить осмотру достопримечательностей острова и монастыря. Кроме этого, надо было воспользоваться благами цивилизации и позвонить домой, чтобы поздравить нашу дочь с 18-летием. На монастырской набережной СоловковОт Кислой губы до монастыря примерно 2 км. Сначала дорога идет вдоль моря по лесу, потом через южную часть поселка, где расположено несколько магазинов, кафе. Дорога выводит вас к Святому озеру, на берегу которого и стоит Кремль. В озере по случаю хорошей погоды купается множество местных и туристов. Кстати, неожиданно для себя мы встретили на Соловках очень много туристов. Казалось, что сюда, в такую даль, добраться могут только самые настырные. А оказалось, что таких настырных достаточно, особенно в выходные дни.

Монастырь со стороны Святого озераОсмотрели монастырь, пройдя в него, кстати, бесплатно. Почему-то на входе никто не спросил у нас билеты. То ли вид у нас был очень "представительный", то ли наоборот. Описывать подробности экскурсии не стану, все это надо видеть. Потрясает и впечатляет! Но почувствовать такое можно, только побывав здесь.

На перекрестке всех дорогПосле осмотра монастыря и его окрестностей пошли на переговорный пункт. Столкнулись со странным расписанием работы местных учреждений связи - почта работает до 13.00, а переговорный пункт начинает работать с 17.00. К этому времени скапливается огромное количество желающих позвонить, в том числе иностранцев, чьи заказы обслуживают в первую очередь. Так что надо приходить заранее, чтобы избежать долгого стояния в очереди.

Закат День прошел незаметно. Вечером устроили посиделки у туристского костра с долгими рассказами о прошлых походах. Побаловали себя яичницей - еще одним даром цивилизации, которого так не хватало в походе. А какой замечательный закат был в этот вечер!

22 ИЮЛЯ - дневка

У Переговорного камняПогода вновь преподнесла нам сюрприз. Утром, выйдя из палаток, обнаружили хмурое небо, сильный ветер и высокую волну на море. Все команды решили отложить выход. В связи с этим продолжили осмотр острова - посетили Переговорный камень, ботанический сад, Филипповские садки. В ботаническом садуБедные посетители островов, которые приехали сюда в жару, теперь ежились от холода в шортах и футболках. Зашли пообедать в кафе, где пришлось из-за обслуживания иностранцев ждать почти полтора часа. Но, зато поели вкусно цивильной, не с костра, еды. Пытались попасть на Секирную гору, но попутного транспорта не было, а пешком идти мы не решились - все-таки 12 км в одну сторону.

23 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 5 км

Погодные условия улучшились и после совещания с соседями решили идти вокруг Соловецкого острова с юга на Анзерский остров. Старт назначили после обеда в прилив, чтобы выйти с приливным течением. Пресную воду набрали прямо из ручья, впадающего в губу.

По дороге на Секирную горуМы с Наташей решили воспользоваться имеющимся запасом времени для того, чтобы все-таки сходить на Секирную гору. Вышли из лагеря довольно быстрым шагом, прошли поселок и двинулись по лесной дороге на север. Попутных машин, на которые мы так надеялись, не было. Но пеший поход тоже имеет свои преимущества. Дорога на Секирную очень живописна, проходит мимо красивых лесных озер. Примерно через 10 км впереди показалась гора Секирная и стоящая на ее вершине церковь. Последние усилия и вот мы уже на вершине. Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на Соловецкий остров, море, Сосновую губу. Церковь-маяк на Секирной гореЦерковь интересна тем, что над ее куполом при строительстве в прошлом веке был устроен фонарь маяка, который работает до сих пор. На вершину горы, кроме дороги, ведет также знаменитая лестница с 300 ступенями, откуда в годы ГУЛАГа сбрасывали заключенных устроенного в церкви штрафного изолятора.

Быстро перекусив и немного отдохнув, мы двинулись в обратный путь. Весь путь туда и обратно занял четыре с половиной часа. В лагере уже все было готово к выходу. Отчалили быстро, вышли из губы и двинулись на Ю в сторону мыса Печак. Тут нас снова поджидал сюрприз - на половине пути ветер стих и идти дальше не было никакой возможности, кроме как на веслах. Пришлось чалиться на ночевку к В берегу острова Парусный, лежащего невдалеке от островов Заяцких. Группа из Курска остановилась напротив нас, на Соловецком острове.

Хочется отметить, что превратности погоды, которые мешали нам двигаться по намеченному маршруту, в конечном итоге, помогли посмотреть очень много интересного. Так что, сетовать было грешно.

Остров Парусный просто очаровал нас. На обрывистом берегу раскинулась чудная роща так называемых "танцующих" берез. Эти березки имеют причудливо изогнутые северным климатом стволы, откуда, вероятно, и пошло название. Берег острова песчаный, а выше все устлано толстым слоем мха, на котором мы и поставили свои палатки. Спать на такой перине было одно удовольствие. На закате множество чаек устроили у берега охоту за рыбой. С громкими криками носясь над водой, они ныряли в глубину и почти каждый раз выныривали с добычей.

24 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 20 км

Вид на Большой Заяцкий островПосле завтрака вышли в сторону Большого Заяцкого острова. Раз уж судьба остановила наше продвижение, надо было воспользоваться возможностью осмотреть то, мимо чего мы предполагали пройти вчера.

Лабиринт на Б.Заяцком островеНа Большом Заяцком острове расположена церковь Андрея Первозванного, поставленная еще Петром I, валунная гавань, множество древних археологических памятников - каменные Церковь Андрея Первозванного на Б.Заяцком о-велабиринты, могильники. В километре от церкви, если идти по тропе вдоль восточного берега, находится Святой источник, где мы пополнили запасы пресной воды. Вообще-то, Гавань на Б.Заяцком о-венеорганизованное посещение острова не разрешено, так как это территория музея-заповедника. У церкви нам повстречался смотритель, который, однако, был весьма У святого источникаприветлив и не думал выгонять нас. Чуть позже на катере прибыла группа организованных туристов, а мы, сфотографировавшись в гавани, отбыли в сторону мыса Печак. По пути догнали следовавшую тем же курсом группу из Курска. При обходе мыса Печак пришлось брать сильно мористее, Мыс Печакпотому что далеко в море выдается каменная гряда, которая в отлив даже на наших судах непроходима.

Курс - на югДоговорились идти вдоль южного берега до Муксаломской дамбы, переночевать там и утром направиться к Анзерскому острову. Погода была замечательной. Мимо проплывали Парусаживописные берега Соловецкого острова. Ветер ослаб и движение наше замедлилось. Вода в море стала, как зеркало, и безоблачное небо, отражаясь в ней, практически сливалось Отражениес морем у горизонта. В этой тишине были слышны только "вздохи" белух, сопровождавших нас.

Улов морской капутсыНа закате подошли к мысу Березовский, где и решили заночевать в небольшой бухте сразу за двумя безымянными островками. До знаменитой дамбы оставалось совсем Белуханемного. В бухте расположена изба заготовителей водорослей, есть дрова, два озера с пресной водой прямо у берега моря. Правда вода оказалась с ярко выраженным Вода и небопривкусом торфа, но на крайний случай можно ее использовать. В траве на берегу удалось найти много подосиновиков, которые сразу были пущены в дело. В Штильтечение похода нам еще не приходилось поесть грибов, так как этим летом и грибы, и ягоды задержались со своим появлением. К ночи вдруг стало очень сыро и холодно.

25 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 21 км

Муксаломская дамбаВышли рано вместе с отливом, чтобы до начала прилива успеть пройти коварные Железные ворота - узкий пролив между Соловками и островом Муксалмой, расположенный сразу за дамбой. Его коварство заключается в том, что после начала прилива из-за чрезвычайно сильного встречного течения выйти через него на С практически невозможно. К о-ву АнзерскийДо дамбы дошли быстро. Она представляет собой построенное монахами из огромных валунов довольно внушительное сооружение длиной около километра и шириной от 6 до 15 метров, сверху по которому проходит дорога. В одном только месте сделано что-то наподобие арочного моста, через пролеты которого на катах пройти нельзя. Поэтому мы подошли к дамбе с правой стороны, где есть наиболее узкое место, и просто перенесли лодки на руках.

На всех парусахПосле этого все экипажи быстро ушли к Железным воротам, которые удалось успешно преодолеть еще с отливным течением. На С открылся вид на холмистый Анзерский остров, На о-ве Анзерскомпротянувшийся с З на В на несколько километров. По прямой до него примерно 14 километров. СВ ветер был отличный, но пришлось идти в лавировку, так как хотелось выйти на мыс Мыс ПлотичийКапельский к Голгофской церкви, которая уже была видна стоящей на горе высотой более 100 м. Уже через два часа хода мы подыскивали место для стоянки, что оказалось не Мыс Плотичийпросто сделать, так как между песчаным берегом и морем почти на всем протяжении располагалась широкая каменная гряда осушки. Поэтому мы отошли на запад и остановились прямо на мысу Плотище. Курская группа зашла в бухту западнее мыса.

Быстро разгрузившись, мы решили до ночи успеть сходить к церкви. По причине отсутствия дороги взяли азимут и двинулись прямо через лес. Этот путь был не из легких. Поклоный крест у горы ГолгофаДо церкви километров пять, но пролегали они через совершенно дремучий лес с буреломом, бесконечные холмы и низины, болота и озера, которые приходилось обходить.

Но зато красота этого леса была сказочной! Через полтора часа вышли наконец к Поклонному кресту у подножия горы Голгофа. От него уже видна церковь на вершине горы. Пошли по узкой дорожке наверх. По пути у строящейся часовни увидели монахов, которые очень Церковь на горе Голгофанедружелюбно встретили нас. Оказывается, что посещение Голгофо-Распятского скита, как это место правильно называется, даже для монахов возможно только с благословения настоятеля монастыря. Но узнав, что мы туристы и пришли на остров под парусами, нам все-таки разрешили осмотреть церковь, при условии, что мы долго на острове не задержимся.

Вид на юг с горы ГолгофаБывшая когда-то величественной, церковь находится в полуразрушенном состоянии, но является действующей. Следов реставрации не видно. Видимо, из-за отдаленности она здесь не скоро начнется. От церкви с высоты на все стороны горизонта открывается такой вид, что дух захватывает! Ослепительно голубое небо и море, изумрудная зелень леса, зеркала озер, темнеющие в дымке острова… Чудо!

На берегу бухтыНазад шли опять через лес, так как по словам монахов прямой дороги к нашей бухте все-таки не было.

У костра Придя к лагерю обнаружили, что прилив в разгаре и часть вещей стоит в воде. Хорошо, что все было в гермомешках! А ведь ставили, казалось на высоком безопасном месте. Дело в Закаттом, что, вероятнее всего, высота приливов в разное время или под воздействием ветра отличается. Ветер действительно усилился, стал холодным.

26 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 20 км

На последнем переходеВышли примерно в 10.00 вдоль острова на З. Помахали на прощание курской группе, которые решили задержаться на день. Ветер СЗ свежий, идем хорошо. До пролива Анзерская Салма дошли быстро, после чего идем от пристани Ребалда вдоль С берега Соловецкого острова.

На мысе Овчинников После обеда ветер снова стал затихать, движение замедлилось и примерно в 16.30 мы решили стать на ночевку у мыса Овсянников перед входом в Сосновую губу. Лагерь поставили на широком песчаном пляже. Неожиданно пошел дождь и все залезли в палатки спать. Мне пришлось, как дежурному, остаться у костра и готовить ужин.

Туман После дождя потеплело и опустился плотный туман. Мы попытались даже искупаться, хотя вода была все-таки холодной.

Завтра - последний переход!

27 ИЮЛЯ - пройдено по генеральному курсу 30 км

К финишу Еще в палатке слышим шум разбивающихся о камни волн. Погода испортилась, идет дождь, на море сильное волнение. Но откладывать выход нельзя. Под проливным дождем собираем вещи, готовим каты. Только вышли за каменную гряду, как мощные волны стали раскачивать нас из стороны в сторону. Ветер СВ сильный. Заскрипела оснастка, засвистело в вантах. В первый раз мы попали в такие условия и тем более на море! Но чувство неуверенности быстро прошло, так как нужно было управлять лодкой и двигаться вперед. А потом появилось ощущение азарта и радости от того, что это именно ты несешься по бурному морю.

Самый мужественный рулевойЗайдя к Ю за мыс Перечь-Наволок, который прикрыл нас от ветра, мы сразу ощутили, что волнение уменьшилось и дальше мы двигались совсем уверенно. Но, оказывается, еще одна неприятная неожиданность ждала нас впереди. На траверзе мыса Белужьего мы попали в мощный сулой - место где встречается приливное и отливное течения, своего рода река в море с высокой стоячей волной. Мы на "Альбатросе" успели сообразить и направить лодку мористее, что позволило нам по диагонали преодолеть это препятствие.

А ребята на "Пенке" пошли ближе к берегу напрямую, где попали в самую кашу. Чтобы выбраться оттуда, а точнее, просто стоять на месте и не давать течению снести себя назад, им пришлось очень долго работать веслами. Мы за это время ушли далеко вперед. Мыс Белужий оправдал свое название. Именно здесь мы видели самое большое скопление белух. С моря на З берегу Соловецкого острова были видны несколько высоких холмов, среди них уже осмотренная нами гора Секирная. Лес подходит прямо к воде, много песчаных пляжей.

За мысом Толстик мы повернули на ЮВ к монастырю, намереваясь найти стоянку недалеко от порта. Как это обычно бывает, ветер к этому времени стих и мы медленно приближались к берегу. Ребята уже приблизились к нам, помогая себе веслами. Вдруг сзади послышался крик Игоря "Шквал идет!" Оглянувшись, мы увидели, что с З над водой на нас стремительно надвигается широкая белая полоса то ли дождя, то ли тумана. Резко похолодало, стало сыро, над водой понесло рваные полосы тумана. Стоянка у порта Ветер стал усиливаться, но до шквала дело не дошло. Скорее всего, мы оказались на краю шквала и только ощутили его дыхание. Длилось все это явление несколько минут, а потом все прошло и причалили мы между портом и Филипповскими садками уже при ярком солнце и безоблачном небе.

У Филипповских садковНа берегу познакомились с рыбаком, который пообещал нам продать настоящую соловецкую селедку, которую в старые времена подавали только к царскому столу. Ныне ее почти не сохранилось и добывают ее Блины к соловецкой селедочке!только самые опытные рыбаки в известных только им одним местах. Позже он действительно принес селедку которая оказалась очень жирной и вкусной. Наталья напекла на ужин свои традиционные походные блины, которые мы и умяли вместе с селедкой.

28 ИЮЛЯ - дневка

РассветСегодня уже не надо никуда идти! Это и радует, и огорчает одновременно. За предыдущие дни накопилась усталость и так приятно просто отдыхать. Но жаль, что поход закончился и следующий теперь состоится только через год..

Выяснили, что уйти на катере в Кемь мы сможем только завтра. Расписания катеров, как такового нет, а время отправления можно узнать из объявлений вывешенных в нескольких местах по поселку. Часто отход катера переносится из-за погодных условий. Катера ходят и в Кемь и в Беломорск. Кроме этого, по мере необходимости, ходят монастырские катера, которые возят грузы и паломников. Стоимость билетов от 180 до 250 рублей с человека. Договорились уйти именно на монастырском катере, но для этого, как нас предупредили, надо тоже получить благословение какого-то монастырского чина.

Закат в бухте БлагополучияПосле обеда решили сходить в баню. В поселке есть обычная баня и баня в пожарной части. В первую можно попасть без проблем за небольшие деньги, а во вторую по договоренности. Обычная баня произвела тяжкое впечатление - грязно, сыро, неудобно. Парилка плохая, дверь в нее просто падает в момент открытия. Удивительно, что на Севере может существовать такое! Вторая баня значительно лучше и культурнее, но попасть в нее сложнее.

29 ИЮЛЯ

На подходе к монастырюКатер отходит в 13.00, поэтому после завтрака мы сразу погрузились и вышли из порта по направлению к монастырскому причалу. Погода и ветер были отличными, что позволило нам под парусами подойти прямо к монастырю и красиво причалиться на глазах у многочисленных туристов.

Кремль во всей красеРазборка катамаранов не заняла много времени. Прямо на пристани находится круглосуточный ларек с пивом, так что это тоже помогало.

Сбор катамарановМонастырский катер "Преподобный Зосима" представляет собой неизвестно как оказавшийся у монахов бывший военный малый десантный катер, так что места на нем было достаточно. Кроме нас на катере в Кемь отправлялись несколько паломниц.

На причалеВсе дальше и дальше отдалялись от нас Соловки, таяли в дымке контуры монастыря. Когда шли по фарватеру, на удалении слева проплыли Кузова. С борта катера море смотрится совершенно иначе, чем с катамарана. Возникает даже сомнение, что мы смогли все это преодолеть на своих утлых суденышках..

На пути в КемьВ Рабочеостровск пришли в отлив, так что причал возвышался над катером метра на 4. Пришлось приложить немало усилий, чтобы взгромоздить все наши мешки на такую Вид Кузовов с катера высоту. Зато повезло с транспортом. Наверху как раз стояла случайная почтовая машина и водитель согласился нас довезти до вокзала.

Ночевать пришлось в зале ожидания, так как поезд наш был только в семь утра. Наверху было много народа, а мы разместились в нижнем зале, заняли угол, расстелили на полу коврики и устроились довольно комфортно. Набрались наглости попросить здесь же в отделении милиции чайник горячей воды, так что дежурный майор от неожиданности не смог отказать. Поужинали, отметив удачное завершение похода, и легли спать. Все!

30 ИЮЛЯ

Ранним утром погрузились в поезд, который понес нас домой, оставляя позади море, ветер, острова, сохранив только надежду на возвращение в этот удивительный водный мир.
О Соловках
Карта Онежского залива
Карта Соловецких островов
Hosted by uCoz