Местоположение архипелага Архипелаг Кузова Архипелаг Кузова - общий вид На Немецком Кузове Русский Кузов На Немецком Кузове Сейды на Немецком Кузове
Сейды на Немецком Кузове На Немецком Кузове На Немецком Кузове На Немецком Кузове На Немецком Кузове На Немецком Кузове На Немецком Кузове
На Немецком Кузове Острова Олешин и Вороний Муравейник Вот такие деревья Остров Олешин Могильники саамов на о-ве Олешин Могильники саамов на о-ве Олешин
На вершине о-ва Олешин Вид на юг с о-ва Олешин Древний лабиринт на о-ве Олешин Птичий базар на о-ве Верхнем Птичий базар на о-ве Верхнем Цветы На берегу о-ва Верхний

Архипелаг Кузова

Кликните мышью на фото для увеличения

Большую роль в истории Беломорья всегда играли не только материковые земли, но и острова. На морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузов. Наивысшие точки архипелага Немецкий Кузов - 140 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье.

Архипелаг удивляет своей природой. Особенности рельефа, географического положения островов обеспечивают и эстетическую, и ландшафтную неповторимость каждого острова, порождая в целом впечатление сурового, но гармоничного мира северной природы. Неотъемлемую часть островных ландшафтов составляют леса. Даже название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского "кууси" - ель, т.е. "еловые острова".

Архипелаг знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье 2-2,5 тысячи лет назад, промышлявшим охотой, рыболовством и владевшим небольшими оленьими стадами. Культовые памятники древних саамов включены в список охраняемых объектов общероссийского значения.

Обнаруженные на Большом Немецком Кузове и Русском Кузове сейды и идолы не имеют себе равных ни по оригинальности их сооружения, ни по разнообразию, ни по количественному составу на всей той большой территории, которая была занята саамскими племенами еще на рубеже нашего летоисчисления.

Величественным в своей суровой красоте встает перед нами "двухгорбый" остров Большой Немецкий Кузов среди необозримых просторов Белого моря. Неизгладимое впечатление оставляют покрытые лишайниками и мхами крутые скалистые склоны гор, огромные отвесные стены расколовшейся скалы в первозданном хаосе с причудливыми фигурами божеств-великанов...

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств. Несмотря на то, что часть, возможно лучшая часть, памятников святилища разрушена, на вершине горы сохранилось до полутораста сейдов и других каменных идолов.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды и другие идолы помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. И места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен.

С сейдами-идолами связана интересная поморская легенда об "окаменевших немцах". Предание повествует, что когда-то очень давно "немецкие люди" (так поморы в прошлом называли шведов) хотели напасть на "святые Соловки". В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова им видны были белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море, посылаемые свыше, не позволили немцам плыть дальше. Однажды, когда "немецкие люди" сидели вокруг костра за трапезой, бог покарал ворогов, превратив их в камни. Вот так "окаменевшие немцы" и по сей день сидят на вершине горы острова, называемого с тех пор Большим Немецким Кузовом.

Основой легенды послужило, с одной стороны, историческое событие начала XVII века, когда шведский отряд попытался совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и, с другой стороны, саамское поверье о превращении человека в камень.

Сейды на Большом Немецком Кузове - это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни - на "ножки". На верхней плоскости камня-сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях - мелкие разноцветные камешки.

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются идолы, имеющие вид грубого скульптурного бюста человека, по поморскому преданию "окаменевшие немцы". Это валун, напоминающий по форме и размерам верхнюю часть туловища человека. На нем - камень, имеющий форму головы человека, птицы или собаки. Спереди у таких идолов поставлено два цилиндрической формы камня (сохранились только у некоторых). Они напоминают вытянутые вперед руки.

Третья, наиболее многочисленная группа идолов,- это, обычно, среднего размера валуны разной формы, на возвышенную часть которых установлен один или несколько камней размером с булыжник.

Памятники второго саамского святилища сохранились на вершине Лысой горы острова Русский Кузов. Здесь также насчитывается до полутораста идолов, среди них несколько своеобразных, напоминающих по форме "Каменную бабу". Это - поставленная стоя, продолговатая гранитная плита, подпираемая с обеих сторон двумя округлой формы плитами. Кроме того, имеются остатки двух погребений, стены которых сложены из гранитных плит.

Таким образом, на Кузовах можно видеть памятники двух святилищ, принадлежавшие, очевидно, двум саамским родовым группам, фратриям. На других Кемских островах встречаются только одиночные сейды. Вблизи такой сейды иногда можно обнаружить так называемую "лопарскую яму", место древнего жилища семьи саама.

То, что Кузова в далеком прошлом были местом морских промыслов, подтверждается тем, что на берегах межостровных проливов сохранились сложенные из валунов сооружения - укрытия, за которыми зверобои, охотники-лучники выслеживали добычу - нерпу и морского зайца. Укрытия эти известны у саамов под названием "паахус".

Древние охотники и рыболовы после удачного промысла приходили в святилище, совершали там обрядовые ритуалы, преподносили божествам-идолам жертвоприношения, надеясь на удачный промысел в будущем.

Уникальный культовый комплекс обнаружен на вершине острова Олешин. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 каменных дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Сама возможность появления первобытных людей посреди моря вдали от материка обусловлена наличием на островах родников (источников пресной воды) и леса (источника топлива).

Помимо этого, острова и прибрежные воды были удобным местом охоты, рыболовства, сбора ягод и грибов.

Разнообразен и богат животный мир островов. На побережье доминируют, безусловно, чайки. Гнезда располагаются открыто, а также в прибрежных зарослях травы, между камнями, кустарником, особенно много на отвесных скалах. Встречаются также белая куропатка, гагарка, чистик, обыкновенная гага и др. На архипелаге гнездится самая крупная колония гагарки на всем Белом море.

В море около Кузовов можно встретить кольчатую нерпу, морского зайца (самого крупного тюленя арктических вод) и кита-белуху. Белуха морское млекопитающее семейства дельфиновых, численность которых в Белом море насчитывает от 800 до 1000 особей. За этими любопытными и коммуникабельными животными можно наблюдать в течение всего северного лета.

Aрхипелаг Кузова - особо охраняемая территория, где представлены ценные природные ландшафты, своеобразный животный и растительный мир и уникальные археологические памятники древних саамов. С целью сохранения природного и культурного наследия в 1991 г. здесь был образован государственный ландшафтный заказник, который в 1994 г. получил статус водно-болотного угодья международного значения, в 1993 г. выделены охранные зоны археологических памятников.

Карта Онежского залива
Hosted by uCoz